Треугольные люди
Triangular people
1 2 3 4 5 6 7 8

Гуманитарный портал ''Артбург''



Фальшивомонетничество как искусство

Предуведомление.
1.
Чтобы расставить половину точек над I, следует начать с промежуточного резюме, которое звучит категорично: занимающийся типографикой не может быть не только звездой, а и  вообще публичной фигурой. Это естественно как восход солнца и как само занятие: дизайн всего лишь оформляет содержание, он вторичен и скромен. Типограф похож на предвыборного технолога, деятеля, может быть, монструозного, потому что он влияет на окружающее исподтишка. Исключение создает экстремальный предмет печати, такой как деньги. (Неизвестный русский эмигрант интересен публике только потому, что он автор пейзажной стороны однодолларовой купюры). Качественное воспроизведение денег в условиях сарая и, затем, каторга делают человека известным. В условиях же едва не построенного коммунизма-героя.
2.
Наша драматургическая коллизия содержит много поводов удивиться. Самый кардинальный повод в парадоксе, выражаемом словами: классная полиграфия невозможна без высокой промышленной технологии. Однако возможно. Нужны сарай, страсть, потребность в самореализации и, в случае с подделкой денег, как ни странно, отсутствие меркантильного мотива. Очаровательная подробность безусловно украшает сюжет: автор должен быть дилетантом, ни образованием, ни профессиональной деятельностью не связанный со своим хобби. Тогда приобретение рутинных профессиональных навыков приводит к открытиям, стимулирующим азарт.
3.
Опять мы рассматриваем только узкий аспект явления, только творческую технологию, тогда как этический и юридический моменты вне наших интересов. И опять невозможно не отметить - стоит попасть в область полиграфии, в любом ее месте, как обязательно найдется что-нибудь романтическое. Итак, господин Баранов с супругой и кордебaлет.

сергейфедоровичбобылев.

Фальшивомонетничество как искусство.
(Современная ментальная пьеса для героя и хора.)

Действующие лица

Поч. председатель - Бобылев
Уч. секретарь - Колбасников
Эрудит - Григоренко
Хор: Реутов, Москвитин, Горябина, Бочков, Коштоян, Букингольц ст., Лечкин, Шевченко (девушка).
Герой - Виктор Иванович Баранов с супругой Валентиной Ивановной.

Действие происходит холодным ноябрьским (1999) вечером (29-го с 18 до 24 часов) в городе Ставрополе квартире Бочкова. Квартира представляет собой типичное 1-комнатное жилое помещение 70-х годов со стандартной мебелью, с едва заметными признаками хаотичного евроремонта. На раздвижном столе, покрытом полиэтиленовой скатертью в беспорядке расставлены простые закуски, водка и вино. Действующие лица располагаются вкруг него. Герой с супругой восседает во главе стола. На Баранове белая нейлоновая сорочка, галстук. Во время действия происходит употребление спиртных напитков. Царит оживление.

Действие первое (сторона А 90-минутной аудиокассеты)

Бобылев. Я безумно счастлив присутствию в наших рядах г-на Баранова, потому что накануне осуществилась затея, которая родилась, надо вам сказать, полгода назад, и она по-разному муссировалась и как-то мы считали, что еще не время. Собственно говоря, все из окружающих знают, потому, что… Прошу внимательно прислушаться к себе… Мы же находимся рядом с легендой и мифом, обычно такого не бывает в жизни. Обычно с мифами каждый день не сталкиваешься и даже и каждый год не сталкиваешься. И может быть, и проживешь и не столкнешься. Здесь вот человек, имя которого стало уже символичным, в том смысле, что он просто мастер, человек, который умеет то, что не умеет никто. Так вот у меня во всяком случае, такие ощущения. Совершенно не зная, с Виктором Ивановичем столкнулся один раз позавчера, общался десять минут, знаю только легенды. Легенды хороши тем, что они правда или же вымысел. В той или иной мере. Любопытно было бы публично таки сравнить, кто что знает. Да? Например я могу сказать что я знаю, откуда-то там из рассказов или слухов. Я не читал ни одной статьи, не видел фильмов. Откуда-то вот знаю. По очереди если высказаться, получится какая-нибудь картина или нет?
Голоса. Хорошая мысль. Почему бы и нет.
Баранов. А потом…
Бобылев. А потом ложь, которая в этом деле содержится, развенчается же из уст… буквально… непосредственно…
Букингольц. Из первоисточника.
Бобылев. Да. Знаю я что, конечно же, - что - фальшивомонетчик, знаю, что это начало 70-х годов, знаю, что это то ли три, то ли пять двадцатипятирублевых купюр, так, а потом десять лет, естественно - отбытия.
Десять, почему-то значение знаю, что великолепно сделанные деньги, как это мне открылось, я здесь вспомнить не могу, ничего не знаю, как бы случайно. Я знаю, что специалисты - криминалисты были крайне изумлены качеством исполнения. Значит, далее я знаю, кроме этого - автор краски - краски с особыми свойствами, далее я знаю - автор духов, далее я знаю - автор зубного эликсира чудодейственных свойств, далее знаю, что бегает по вечерам трусцой. (Смех). Потому что сам видел - с юной молодой женой вместе. Далее я знаю, что почти состоявшийся оперный певец, только почти потому, что если бы он не стал фальшивомонетчиком, то стал бы оперным певцом. Вот так. Всё, и больше не знаю я ничего. А поскольку я  не знаю ничего, то мое дело - просто сесть на место и кто-нибудь еще что-нибудь знает…
Колбасников. Мне известно, но мне кажется, это я прочитал где-то, может быть, в одном из интервью, что был следственный эксперимент и якобы Вы испросили в это закрытое помещение, в котором Вы жили в тот момент, некоторые составляющие, которые при отдельном рассмотрении не наводили на мысль о  полиграфии высокого качества, допустим, бритвенное лезвие, я сейчас импровизирую, я не уверен, кусок кирпича, обломок водопроводной трубы, кусочек мела, кусочек сажи, к примеру, и через какое-то время, был результат, который говорил, что…
Баранов. (Жене) Видишь, что говорят обо мне…
Колбасников. … не требуется специального оборудования, использования каких-либо материалов, которые можно найти в типографии… Когда происходит что-то подобного рода, то всегда на типографии в первую очередь падает первое подозрение, …
Баранов. Хе-хе.
Колбасников. …на тех людей, которые владеют специальной технологией, полиграфической.
Бобылев. Ну да, полиграфический левак.
Колбасников. Да. Мне известно то, мне кажется, дело вскрылось достаточно случайно и почему-то в Черкесске. Как я помню. Вот, пожалуй, и все что мне известно.
Баранов. Так, кому что ещё известно?
Григоренко. Я, как ни странно, (хотя я специально не интересовался Вами), мне так посчастливилось, что я прочитал много материалов, в разное время, в разные годы, вот именно о Вас. Но я хочу сказать, что мне наиболее памятен тот материал, который я прочитал очень давно, году, быть может в 80-м или 82-ом, примерно, это был советский печатный орган и эти материалы подавались именно так: никакой фамилии не упоминалось, никакой подробности, связанной с конкретным человеком, а речь шла о том, что был такой человек, причем он был простой шофер, который сделал вот эти деньги. Я очень хорошо помню о том, что это событие, появление фальшивок ультравысокого класса, обсуждалось на политбюро, был создан особый следственный комитет, фальшивки были обнаружены в 76 регионах СССР, первая версия - широкомасштабная операция ЦРУ по подрыву национальной валюты СССР…
Баранов. Все правильно. Все правильно. Здесь все правильно.
Григоренко. Так более того, был взят под контроль ГОЗНАК, 560 сотрудников - к каждому было приставлено по 2 агента, которые их контролировали 24 часа в сутки. В конечном итоге, следователи были поражены, что человеку удалось сделать копию двадцатипятирублевки, которая считалась невоспроизводимой, и в конечном итоге дело было раскрыто благодаря случайности, были найдены какие-то обрывки или заготовки денег, кто-то что-то сказал.
Баранов. Нет, это уже…
Григоренко. Я рассказываю, как это написано. Т.е. благодаря бдительности советских людей (смех) злоумышленник был… После этого был снят специальный 6-ти часовой учебный фильм. Во!
Баранов. Да, это точно. Мне говорили сами работники милиции, ну и в довершение, в пику председателю скажу, что товарищ получил не 10, а 12 лет. Это я помню как самое интересное. Потом читал я много публикаций. Я думаю, не было у нас издания, в период перестройки, которое бы ни отметилось публикацией об уважаемом госте, потому что это было настолько большим достижением советского народа (смех), что пройти мимо не могло ничто, начиная от "Совершенно секретно", завершая, не знаю там, "Урюпинской правдой" (слышны звуки наливаемой водки). Я вспомнил одно обстоятельство. Я был на первом курсе художественного училища в 77 или 78 году, когда это услышал, по моим представлениям это происходило где-то в районе Нижнего рынка. Это было достаточно громкое дело и я помню свои чувства, поскольку я квартиру снимал на Трунова, 10 за Нижним рынком внизу, то ощущал причастность (смех).
Коштоян. Чувство особой гордости перенаполняло, за то что лучший мастер живет здесь.
Москвитин. И власти города, проводившие праздник "Город замечательных людей", никак это не отметили. Ни одного брандмауэра… (смех)
Колбасников. Между прочим, ходили в то время разговоры, что таких людей не осуждают, а работают они на фабрике ГОЗНАКА и создают деньги.
Григоренко. Я вот что еще вспомнил: было сказано, что царские деньги по сложности исполнения и защите были сложны…
Баранов (чихает). Спасибо, всё правда.
Букингольц. Зачем…
Баранов. Вы пока не спорьте, я потом разъясню обстановку…
Колбасников. Двадцатипятирублевая купюра была выбрана, как наиболее сложная для воспроизведения.
Скляров. Азарт, интерес.
Баранов. Вы то мне хоть слово дадите, нет? (смех). Говорите обо мне, я уж начинаю корчиться. Выламывает от некоторых несправедливостей.
Бобылев. Может еще кто-нибудь желает дополнить картину?
Голоса. Достаточно… потом-потом.
Реутов. Единственно короткое дополнение, тоже когда я узнал что это наш земляк, я был преисполнен крайних пределов гордости. (Смех, оживление)
Баранов. Спасибо. Это ты зря…
Григоренко. Моя бабушка, ныне покойная, когда я рассказал ей эту историю, сказала: "Жалко попался, как космонавты при коммунизме жил…"
Баранов. Ну, значит, так, ребята. Во-первых, изготавливая деньги я не преследовал корыстных целей. Это говорю как на духу, потому что мне не прельщало и не привлекало богатство. Во мне сидит художник и у вас у каждого здесь в сердце есть что-то то, что не принадлежит никому, т.е. не всем присуще, поэтому делая деньги я не преследовал цели нажиться, богатства. Я сделал 50 рублей, вот, но я их сделал 70 штук и отказался от них. Они прекрасно шли, с водяным знаком, Ленин. Я только Ленина моложе сделал…
Бобылев. Моложе?
Баранов. Я его лет на пятнадцать сделал моложе. Красивее его сделал. Он мне не нравился. Он там старый был. Я сделал водяной знак красивый. Он прекрасно шел, никаких проблем, один к одному. Значит, я был разочарован, что слишком легкая купюра. Я считал самой трудной купюрой и двадцать пять рублей. Там заложена была вся гениальность всех людей - создателей этих денег, художников, граверов, графиков, всех, кто участвует в этом деле. Поэтому двадцать пять, на самом деле считается самой лучшей, самой сложной. Если бы я хотел просто иметь деньги, я бы просто напечатал сколько мне было нужно пятидесятирублевок, разменял их, а армяне-грузины на рынках говорят: "Слушай, кацо, неси сколько хочешь, сразу разменяем". Ну они новенькие, один к одному. Я перестал их выпускать, бросил это дело. Меня интересовала сложность купюры. Я начал делать двадцатипятирублевки.
Бобылев. Извините, все-таки встряну. Как вы думаете, а почему именно 25 рублей отличались самой сложной технологией?
Баранов. Я скажу, почему. Преобладание тончайших линий, и еще одно, т.к. вы б.м. знаете, деньги состоят из определенных степеней защиты, это один из способов печати, в данный момент, кстати это все моя разработка. Я на восьми листах написал министру внутренних дел Николаю Щелокову…
Бобылев. Четыре способа я знаю, да?
Баранов. Нет, их много. Около пятнадцати способов печати.
Бобылев. Да вы что…
Баранов. Но на деньгах используется глубокая, высокая, офсетная печать в данный момент, тогда использовались высокая печать и глубокая печать.
Бобылев. Высокая, глубокая…
Баранов. Глубокая печать, чтобы вы знали, это самая сложная печать. В Москве было известно только три или четыре мастера, которые делали рисунки, типа гравюр глубокой печати. Глубокая печать - очень сложная печать. Она состоит в том, что выдавливает краску из канавок.
Голоса. Конечно, конечно…
Баранов. Вы знаете, вам это, как говорится… Но, там много фокусов разных, но деньги из высокой и глубокой печати…
Бобылев. Но из плоской тоже…, потому что не было офсета - была литография…
Баранов. Но это совсем другое - литография, она была известна еще давно в Сирии, добывался асфальт, т.е. только в Сирии, из недр земли поднималось коричневое вещество, типа нефти, это вещество наносили на камень, типа как у нас ракушечник, только более глубокий, более плотный. Наносили его на камень, затем, он высыхал, ну, естественно на центрифуге, при оборотах 70-80 градусов, затем на него выкладывался негатив-позитив. Этот камень выставляли на солнце, в течении 3 часов места в которые попадал свет, закреплялись. Потом в скипидаре его промывали. Все остальное, где не падал свет - вымывалось, а там асфальт, где падал свет - закреплялся, оставался рисунок. Затем он немножечко травил кислотами, а потом делали всевозможные форты, офсетные рисунки. Но это знаете, где-то там, далеко, триста лет назад. Но должен сказать, что напрасно говорят, что царские деньги, царские деньги очень трудные, очень трудные. Вот эти советские деньги 25, 50, они, кстати, со мной, вы думаете, это очень сложно. Они печатали монгольские тугрики, это все на уровне полиграфии нашего (неразб.)…
Бобылев. Давайте же …
Колбасников. Сергей Федорович, давайте монолог послушаем…
Бобылев. Хорошо, если они будут лежать воочию, вот здесь вот.

Баранов просит супругу принести деньги

Бобылев. Да, вы не ходите, вы скажите…
Баранов. Она сейчас возьмет, она знает что взять.
Бобылев. А мы пока выпьем.
Букингольц. Да.
Бобылев. Вот это насчет Сирии, это изумительно, я просто ни разу…
Баранов. Нет, это первоисточники, я вам очень могу сказать, разных, я все это знаю. Человек, который занимается этим…
Бобылев. Какое это время, извините…
Баранов. Но это сто, двести, триста лет назад. Офорт. Все рисунки офорта делались на камнях. Именно путем асфальта.
Бобылев. Офорт, извините…
Баранов. Да, офорт, вначале…
Бобылев. Офорт - гравюра на меди.
Баранов. Почему (с изумлением)? Почему? На камне… На камне… Травленный вглубь или оставленный сверху. Почему…
Бобылев. Тогда это литография.
Баранов. Литография, офорт, там… Что хотите… Может быть. Литография…

Голоса ведут спорадические перекрестные диалоги, трудно поддающиеся расшифровке.

Баранов. Ну чтобы вам было более ясно, да, действительно, включаясь в этот разговор, я начинаю поправлять тех слушателей, значит, обо мне ходило очень много легенд, вы недалеко ушли от истины. Например, генерал-майор Соболев, на пресс-конференции с иностранными журналистами и с нашими, советскими журналистами, обо мне говорил, так  что группа была, Баранова, которая делала десятирублевки… Соболев потом ушел в отставку. То есть обо мне, разное ходило, но благодаря мне, Советский Союз вступил в Интерпол.
Бобылев. Ага!!?
Баренов. Было заключение криминалистики нашего государства, что эти деньги делает иностранное государство. Когда меня арестовали. На следующий день прилетело пять полковников. Пять… Полковников… Никто не верил, что это делает один человек. Т.е. я их поставил в такой тупик. Они мне дали комнату. Я им заново сделал эти деньги двадцатьпятки, только напечатал на чистой бумаге, без защитной сетки. Они бегали по всем этажам и смотрели на 25, как, ну… Представьте себе…
Реутов. Во общем, построили вы их…
Баранов. Вот двадцать пятки. Я эту сторону печатал только без защитной сетки, чистое. Не начатая на чистой бумаге и они бегали с ней и смотрели. Ну один к одному. Защитная сетка мной была выполнена так, что проверяли всех, считали что… Со мной же разговаривал Алексей Алексеевич Алексеев. Алексей в кубе. Он был технологом ГОЗНАКА. Они проверяли всех и считали, что сетку продали, но у меня была маленькая заковырка, которая была спрятана вот здесь (показывает). Вот смотрите: линия вот так вот подходит, у меня линия была не вот так вот, а вот так. Я знал. Одна точка вот здесь была. Она спрятана глубокой печатью. Я не стал утруждать. Все равно закрывается. Они все-таки докопались, нашли, что эта точка короче… (смеется). Он со мной поговорил, где-то около часа, мы сидели вдвоем, а как бы линии сделали, как линии сходятся, как на фотографии, надо вот эту линию чуть уже сделать и эту, а вместе они дадут ту толщину, что есть. Он мне много вопросов позадавал, я ему ответил. Он написал потом в заключении: "Очень умен, особо опасен". (Смех). Надо было дураком прикинуться, а я ему полностью душу открыл, я ничего не таил, не прятал…
Бобылев. Потому, что он профессионал и с ним было интересно разговаривать, да?
Баранов. Ну, что сделаешь, такова жизнь, вот видите, как получается. Так что, двадцатьпятка, действительно, является очень сложной купюрой. Мне пришлось, собственно, все заново начинать, делать. Но меня же не деньги интересовали, мне было интересно просто сделать. Я и сделал. Все. А что там легенды ходили, что и в дверях там у меня печатный станок был…
Голоса. Такое было.
Баранов. Стоп, я вам покажу водяной знак, я показывал Сереже, я вам покажу, четыре степени защиты. Практически никто в стране это сделать не может. Смотрите на свет.
Бобылев. Ты смотри, на орле-то. Автор говорит, что…
Баранов. Там у орла глаз даже имеет зрачок. ГОЗНАК даже не обладает такими способностями. Сертификат качества, который я сам изобрел, на него можно на ксероксе напечатать обычный текст, который необходим, но его не подделать. Он может иметь свой фирменный номер, здесь он 00001.  Что есть степени защиты? Он может содержать в себе бриллиантовые отголоски, то есть перламутр крупной степени, который будет сверкать, он может быть с одной стороны синий…
Колбасников. Это вкрапление в массу?
Баранов. Да, это вкрапление в массу.
Бобылев. Так это что, и бумага самодельная?
Баранов. Да.
Колбасников. То есть, вы использовали такие сорта бумаги, которые улучшали, или же…
Баранов. Да нет, нет.
Колбасников. …или массу варили?
Баранов. Нет, там ничего не варится.
Бобылев. Не варится?
Баранов. Три с половиной года я делал водяной знак, два с половиной года я делал краску для глубокой печати, год я делал краску для высокой печати. Это не просто так. Граверные работы, это вы в курсе, граверные работы, фотоработы, травильные работы, я знаю все способы травления, способы печати, копирования на альбумине, не желатине, на ПВА, на ПВС, на чем угодно, т.е. мне все известно, все старинные способы, как делать клише на дереве, как делать клише на чем угодно, на резине.
 Бобылев. А эта купюра, которая у вас, она настоящая? Обычная?
Баранов. Она такая же как моя, разницы никакой. (смех).Единственно что, здесь видите, тут волны идут. Я клише закрепил, а потом посмотрел, я его закрепил наизнанку, надо было его развернуть вот так, а я  его закрепил так, там где вот здесь выступ у меня получилась канавка. Ну я не придал значения, все равно сильно много делать не буду и оставил и вот поэтому меня вычислили, кто-то нашел все-таки, увидел, что волна не в ту сторону.
В этом месте аудиозапись непонятным образом убыстряется, что делает голоса торопливыми и кукольными и потому идентификация голосов и прочтение текста затруднены.
Бобылев. Расскажите же как это прискорбное событие произошло?
Баранов. Ну там говорят за Черкесск…
Голос, видимо Бобылев. Это неправда?
Баранов. Это на самом деле правда (неправда?). А хотите посмотреть пятьдесят рублей фальшивые?
Голоса. Хотим, хотим.
Голос. Значит у вас остались всё-таки ваши произведения?
Баранов. Нет. Нет. Это новая. Это у меня была знакомая, она работала в "Изобильном". Я пришел. Валя ее зовут. Она плачет.
- Валя, что ты плачешь?
- Вот тут утром армяне дали мне пятьдесят рублей, а они фальшивые.

Запись убыстряется до такой степени, что человеческие голоса становятся похожими на птичьи. Ничего невозможно разобрать.

Действие второе (Сторона В)

Колбасников. Спектрография существует, да, какой-то анализ…
Баранов. Нет, существует, вот этот спектральный анализ…
Бобылев. Химия вот это вот…
Колбасников. …пользовались только свойствами краски, да? То есть, тягучесть, насыщенность, отставание от формы, дисперсионный ее состав… . То есть химический состав вы же не могли проанализировать?
Баранов. Дело в том, что я их и не анализировал. Я просто создал свою.
Колбасников. То есть вы свою краску создали, обладающую подобными свойствами.
Баранов. Да.
Бобылев. Вы подвергали анализу краску, которая на настоящих деньгах?
Баранов. Нет, а зачем? Я сделал точно такую.
Бобылев. Каким образом? Надо же знать из чего она состоит.
Баранов. А зачем? Дело в том, что глубокая печать, я это еще раз говорю, что это настолько сложная печать и я не даром оговорился тогда, так как я читал книги, старинные книги о московских мастерах глубокой печати, они наперечет, так и написано: эти мастера наперечет. Но у меня-то и не фабрика. У меня сарай. Я придумал свою технологию. И бывало так: вот начинаешь печатать, а деньги не идут. В чем дело? Вот мне некоторые говорят: "Виктор Иванович, ну вот дай, дай, дай мне технологию печатания денег". Люди не понимают , что технологию имея, в то же время он может ничего не напечатать. Потому, что не получается сегодня. Почему?
Бобылев. Да, понятно… Значит здесь половина зависит от чувств и интуиции…
Баранов. От сердца. Доллар меня не привлекал. Доллар для меня ничто. Я его сделаю  только так. Любой. Какая разница. С лентой внутри магнитной. Они когда сделали первые деньги и ввели туда металлическую ленту, я тогда сразу сказал себе: "они со мной не посоветовались".
Бобылев. Угу!
Баранов. Сделали. Это инородное тело - оно не должно там держаться и держаться оно не будет. В итоге эту ленту вытаскивали, вставляли в другие фальшивые деньги. Она рвала бумагу. Я себе сказал, что тут должна быть лавсановая лента. Раз - и американцы ее сделали. И опять-таки: наши быстренько тут же ее повторили, но опять - со мной не посоветовались. Институту, знаете, извините за это слово, западло с такими, как я советоваться. У них штат около пяти или семи тысяч людей.
Но они так и не доперли, что даже эту лавсановую ленту, которую они ввели, надо пробить дырочками, чтобы бумажная масса между дырочками соединяла бы ленту, чтобы она тоже бы стала их частью. Они же не посоветовались. Допустили ошибку. Американцы тоже ее совершили. Они тоже не догадались сделать это. Я к ним приехал, встретился с ними. Сидели мы за столом втроем: главный инженер ГОЗНАКА, директор научно-исследовательского института Леонид Сергеевич. Я им говорю: у меня есть мысль, как проверить, определить, настоящая купюра или не настоящая. Берем фломастер и проводим линию. Если потемнела линия - фальшивка. Не потемнела - настоящая. "Ой, да вы знаете, есть машинки, которые пищат и прочее…"
Бобылев. Фломастер?
Баранов. Я им предложил фломастер. Они: "Нет, это вы знаете не пойдет". Прошло полтора месяца - американцы фломастер сделали. Уже продали мою идею. Вы поняли? Полтора месяца. Американцы сделали. Подделка -  черный цвет или голубой, настоящая - цвета не остается. Это же моя идея. Уже ГОЗНАК ее перекрутил. Уже свое. Мне ничего не выплатили, хотя они пятнадцать лет работали с моим растворителем. Он неизвестен в мире. А они работали. Так он и назывался - "барановский".
БОБЫЛЕВ. Растворитель чего?
БАРАНОВ. Человек, который работал в ГОЗНАКЕ, он написал статью о том, почему он ушел из ГОЗНАКА. Он знаете кем он был? Он работал там гельяширом. Гельяшир - это машина, которая выписывает кренделя.
БОБЫЛЕВ. А! Вот эти вот, вот эти вот, да, вот эти вот!
БАРАНОВ. Да, он настравил ее как хочешь и она пишет рисунки. Он гельяширом работал. Он ушел оттуда. Он пишет: "Тотальная слежка друг за другом. Невозможно работать. Я ухожу", - а потом он пишет обо мне - "я знаю только одного специалиста высшего класса - это некто Баранов. Он делает десятирублевки", -  опять таки я десятирублевки вообще не делал. Они для меня не представляли интереса.
БОБЫЛЕВ. Они простенькие? Да?
БАРАНОВ. Конечно, самое сложное - двадцать пять.
БОБЫЛЕВ. А вот это удивительно, что какие-то фигуры есть в этой стороне, которую вы показывали. Мне она кажется невзрачная, лишенной всякой индивидуальности.
БАРАНОВ. Это кажется. Потому что сеткой  скрыто, в общем вы видите только цвета. Но если  каждый цвет выделить и потом его посмотреть в позитиве в целом без сетки, фрагменты - там фигуры. Там львы, морды, всевозможные заморские чудовища, сказочные чудовища. Да! Это на самом деле. А в итоге это защитная сетка.
БОБЫЛЕВ. Пардон, как вы в сарае занимались цветоделением? Как вы могли красную красочку от голубенькой отделять? Фильтрами какими-нибудь что ли?
БАРАНОВ. Зачем? Нет. Это касается уже производства денег, но с какой-то стороны я не могу коснуться этого…
БОБЫЛЕВ. Дело не в деньгах. Это же копировальный процесс.
БАРАНОВ. Но, дело не в том, что от чего отделять, там ничего не отделяется. Я изобрел свой собственный процесс от начала и до конца. Не под силу, ни с каким аналогом ничего нет. Дело в том, что изобретая в сарае и сделав технологию, я практически пришел к технологии ГОЗНАКА. Я ее продублировал в своем варианте один к одному. Один к одному.
КОЛБАСНИКОВ. У вас один прогон был на оттисках.
БАРАНОВ. Как один прогон, почему один прогон. Высокая печать сама по себе, глубокая - сама.
КОЛБАСНИКОВ. Я понимаю, т.е. на одну форму вы наносили сразу несколько красок?
БАРАНОВ. Зачем. Одну, а получаются они разного цвета.
КОШТОЯН. Орловская печать?
БАРАНОВ. Орловская печать. Граф Орлов придумал. Там хитрость есть. Там еще много хитростей.
КОЛБАСНИКОВ. Мы не собираемся выведывать секреты.
БАРАНОВ. Да зачем. Я же тоже понимаю, что говорю и никаких секретов я вам не выдам. Я могу сказать только то, что я говорю. И нисколько не нарушаю норм и вдобавок если вы будете знать секреты, вы все равно его не сделаете. Например, на водяной знак я потратил три с половиной года. Это вообще страшное дело, но если бы вы видели, какой он в воде, как он получается, как он вылазит, и потом ты смотришь на Ленина, а он как живой. Следователь Павел Васильевич Лукашов, когда я при нем сделал водяной знак а он стоял рядом, сказал: "Виктор Иванович, я проработал уже двадцать пять лет следователем, но чтоб такое видеть…" Действительно, красота. У меня в комнате каждый день новые два человека сидели. Сегодня одни сидят. Завтра другие сидят. Мне дали - вот сделай клише и напечатай. Я им напечатал от нуля. Заново все сделал. Водяной знак сделал. Я мог их делать с закрытыми глазами. И я написал, какие должны быть деньги. Что они не должны быть геометрически параллельны. Они не должны повторяться один к одному. Вот это сейчас в этих деньгах.
Колбасников. Извините, что значит геометрически параллельны?
БАРАНОВ. Ну, представьте себе. Вот волны. Двадцатьпятка, вот волны.
КОЛБАСНИКОВ. Ага, да-да-да, понятно.
БАРАНОВ. Одну волну сделал. Теперь ты еще ее можешь повторять сколько хочешь. А когда идут волны так вот, допустим, и пошли разными фигурками, уже ее невозможно повторить с машины. Поняли, да? Теперь в чем еще ракурс? Они сделали защиту от ксерокса. Ну представьте себе, глубокая печать, канавка - миллиметр, следующая канавка - полмиллиметра, следующая - 0,35 мм, следующая канавка - пол-0,1, следующая канавка - 0,001 мм, а следующая канавка - 0,0001. Мы краску нанесли, закатали в глубину, ракелем снесли - осталась краска в канавках. Задавили. В глубоких - темный цвет, а там, где 0,001 - ксерокс не берет. Поняли, да? Вот это  выполнены сейчас все деньги. Это защита.
КОЛБАСНИКОВ. Однако дизайн этих денег оставляет желать лучшего…
БАРАНОВ. Ну, естественно. Если бы они обращались... Вы же понимаете в чем дело, я ГОЗНАК не понимаю в каком плане, они преследуют чисто такие наследственные позиции, т.е. по наследству идут люди, то есть отец, мать, но надо помнить, что не все дети рождаются талантливыми, их же принуждают продолжать это дело, но они не могут.
БОБЫЛЕВ. Так там что семейные, какие-то такие…
БАРАНОВ. Естественно. Да, да, да. А эти  дети уже не могут оплодотворить действие родителей.
БОБЫЛЕВ. Вот эти, кто рисует дензнаки.
БАРАНОВ. Художники рисуют. Их утверждает художественный совет.
БОБЫЛЕВ. И у них дети есть…
БАРАНОВ Ну, естественно. У всех есть дети. Ну это Монетный двор. Там живут люди, естественно. Эти люди работают. Но таланты то ведь не рождаются. Если допустим мой сын не может быть печатником или там фотографом, или гравером, а его заставляют, он продолжает. Но то уже не может дать идею. Он не не хочет - он не может, потому что, вот отец дал, а ребенок не может - он пианист.
БАРАНОВ. (Предложение). Вот черт с дьяволом поспорили. Черт говорит "Вон видишь сидит сапожник? Вот он - полководец всех времен и народов".
- Откуда знаешь?
- Да вот, знаю я.
А почему, да потому. Что он не знает что и он сапожником работал, и он (Баранов по столу) всех времен и народов полководцу! Смысл в чем? Что продолжение рода это не значит, что все время идут таланты. А отсюда идут вот эти фокусы: металлические ленты теперь вот это, мне например не понятно, помните одно это возня сбыта сотни, двести рублей разными бумажными, а когда был в институте…
БОБЫЛЕВ. Одна смешнее другой!
БАРАНОВ. А?
БОБЫЛЕВ. Одна смешнее другой.
БАРАНОВ. А теперь смотрите: пятирублевка металлическая, пять рублей бумажные. Непонятно… Для чего? К чему?
СКЛЯРОВ. А интересно, такие вещи есть в других странах?
БАРАНОВ. Да, понимаете. Да нет. Конечно, потому что у нас все идет…
СКЛЯРОВ. Не поминая, а разное…
БАРАНОВ. У нас все из рук вон плохо. Поручили кабинетным работникам, понимаете, кабинетным. Они не понимают, что творят. Они делают, вот (сделал паузу, подыскивая слова). Вот, знаете, я вам скажу откровенно - хаос. В финансах хаос. Во-вторых, меняют деньги все время. Почему нет уважения к рублю - потому что сама финансовая система настолько разрушена, нет ответственных, никто не понимает, что делает. Ну взяли б, вызвали, сказали идеи и ззанимайся. Ну, понятия не имеют. Вообще что такое деньги, почему надо, деньги должны в России быть одни. Раз и навсегда, что бы люди уважали их, любили, а их меняют, что такие, вот такие, посмотрите, вообще беспардонные отношения, я вот этого не понимаю, это бардак, я считаю, в данный момент вся страна такая.  Нельзя.
БОБЫЛЕВ. Мне показалось это крайне несерьезно, это же ответственное дело и вдруг какие-то семейственные традиции.
ГРИГОРЕНКО. Я вот что хочу сказать. Я вот что вспомнил. Я читал вот какую штуку: ГОЗНАК - это в каком-то смысле чуть ли не стратегическое производство, потому что любая…
БОБЫЛЕВ. Конечно, стратегическое.
СКЛЯРОВ. Это прежде стратегическое, самое главное производство.
ГРИГОРЕНКО. Там была такая система, каждый работник, который находится на ГОЗНАКЕ. Может меня Виктор Иванович поправит… Может он тоже знает.
БАРАНОВ. Да я там не был.
ГРИГОРЕНКО. Да нет, я просто как общие сведения. Там было так: каждый работающий на ГОЗНАКЕ имел поручительство двух других работников, опять же ГОЗНАКА.
ГОЛОСА ЖИВО РЕАГИРУЮТ.
ГРИГОРЕНКО. Если один там каким-то образом провинился - увольняли прочих.
ГОЛОСА. (Смех).
ГРИГОРЕНКО. То есть видимо, видимо уже вот это… Я думаю, поскольку это, действительно уникальное производство, маленький коллектив…
БОБЫЛЕВ. А вот же человек уволился по причине тотальной слежки.
БАРАНОВ. Ну вот он рассказывает… Этот вот…
ГРИГОРЕНКО. Тем более, ладно вот печатники, ну творческий там костяк, там очень мало людей. Поэтому там естественно, видно был…Преемственность гораздо более сильная, чем на заводе "Красный металлист".
БАРАНОВ. Ну, да., естественно ну преемственность… Надо же труды какие-то давать. Ну не просто сидеть. Ну сидят они, вот институт сидит, а что они выработали? Они взяли и скопировали у американцев полиэтиленовую ленту. Но они то ведь дырочки там не придумали? Я приехал на "Тему" и показываю им, почему? Потому что прошла информация стали появляться на первом канале, стали появляться на первом канале. Выходит человек, и говорит: "В стране очень много фальшивых денег для того, чтобы узнать, что деньги не фальшивые, надо взять купюру, сложить ее вот так вот тщательно протереть, если краски нет, то. следовательно, настоящая"
ГОЛОСА. (Смех).
БУКИНГОЛЬЦ. (Со смехом). Плюнь и разотри…
БАРАНОВ. Если слезла - фальшивая. Я в этом усмотрел беду. Поэтому я приехал на "Тему", на всю страну, на все наши республики показал и сказал: "С сегодняшнего дня категорически запретите делать это, иначе весь финансовый фонд перережете." Я сказал если вы так сделаете, я так сделаю - пять раз - оно распадется на две части.
БОБЫЛЕВ. Конечно.
БАРАНОВ. Я провел опыты с новой купюрой: раз шесть я перегнул - она распалась. Я говорю - деньги надо определять не так: первое - по хрусту (хрустит купюрой) они имеют определенный хруст. Второе - водяной знак. Третье - надо смотреть внимательно на купюру. Потому, что американцы постоянно ее так треплют (треплет). Потому что деньги имеют определенный хруст. Если новые деньги - их по запаху можно определить. Они имеют свой типографический запах ГОЗНАКА. Они вкладывают туда ароматизаторы. С самого начала, когда, когда еще царь был.
СКЛЯРОВ. А у кого еще подушечки пальцев нормальные, просто беречь их так (показывает). И уже сразу видно, что это нормальные деньги.
БАРАНОВ. Поэтому и сразу эта реклама ушла. Иначе, они бы перерезали все. А проверяют какие? Пятьдесят, сто, тогда еще не было пятьсот. Все, прекратили. Но они взяли, скопировали (вот сейчас здесь лента стоит, вот). У американцев эту ленту полиэтиленовую. Металлическую они вывели. Взяли б, вызвали меня, познонили бы. Я сказал бы - ни в коем случае, это инародное тело, оно не может быть единым. Это равносильно, что человеку ввести внутрь такую вот штуку - пусть он с нею ходит. Она не совместима… Поэтому и тут она не совместима. Поэтому, где была она, лента металлическая, деньги рвались все время. Она их сама разрезала. Они ввели ленту, но они не сделали дырочки, не прошили. А на ленте надо сделать дырочки, чтобы масса прошла.
КОЛБАСНИКОВ. Кстати говоря, у меня в коллекции есть обертка от спичек, которая, предположительно, пришла из Белоруссии. То есть денежную массу перемололи в бумажную массу и сделали оберточную бумагу. Там фрагменты этих всех защитных сеток, металлических, вот этих вот полосок.
МОСКВИТИН. Фольги…
КОЛБАСНИКОВ. Фольги, вот этой.. То есть это все в оберточной бумаге существует.
БАРАНОВ. В смысле, они перемололи, да? Я знаю, что они, запомните, каждый день 14 вагонов старых денег получают на Госзнак. В основном, из нашего сырья. Я когда занимался деньгами, я не преследовал, как я говорил, чисто финансовые, как я говорил… Меня интересовало, как ходят деньги, я наблюдал, как кассиры деньги берут, как хватают деньги те люди, которые торгуют мясом, рыбой.  То есть меня интересовало, как ходят деньги. Я сделал деньги, вернее, бумагу, которая не боится воды, которую не порвать, ничего, но я ее не стал употреблять для своих денег. Я сделал бумагу, которая быстро выходила из строя. Она слабая. Но, в смысле, прошла там месяц - и исчезла. Я не хотел наносить урон государству, несмотря ни на то, ни на се, может, звучит парадоксально, но я был патриотом своей страны, не хотел я наносить урон, и деньги я делал не для того. У меня было очень много разработок. Когда меня арестовали, у меня уже была разработка. Я хотел получить бумагу, смешав синтетическую с натуральной целлюлозой. Смотрите, какие недостатки: синтетическая бумага очень прочная, но она плохо печатается. Гладкая, от нее краска отскакивает. Целлюлоза, естественно, наша бумага, она хорошо печатается. Но она непрочная, пылит, но, сами знаете. Поэтому у меня была такая мысль - соединить. Я хотел вот в этом плане поработать. Меня арестовали. Я, конечно, этого не говорил. Через три года немцы это сделали. Соединили искусственную - и получили то, что у меня. У меня была разработка по поводу создания автомобилей нового образца.
БОБЫЛЕВ. Но вот, давайте же… разопьем!
БАРАНОВ. Тут очень много теперь…
БОБЫЛЕВ. В каком смысле, извините.
БАРАНОВ. Ну нового автомобиля, которого нет в стране. Одноколёсного.

(Всеобщая пауза. Три секунды).

РЕУТОВ. А вот такой вопрос, а вот когда вы уже достигли того…
БОБЫЛЕВ (продолжая). В каком смысле?
РЕУТОВ. …качества, какого вы достигли уже, стали делать 25 рублей. То есть вы достигли уже того уровня, было у вас желание, присущее многим, похвастаться свои успехом.
БАРАНОВ. Нет-нет…
БОБЫЛЕВ (на фоне). Одноколесный автомобиль….
БАРАНОВ. Нет, вы знаете, что я даже никому из друзей, знакомых, купюры не давал. Хотя я мог давать родителям, за деньги.
РЕУТОВ. То есть никто не знал до последнего дня.
БАРАНОВ. Абсолютно, абсолютно.
БОБЫЛЕВ. Как вот жена осталась в неведении?
БАРАНОВ Вы знаете, так получилось…
БОБЫЛЕВ. Или сарай был где-то поодаль от дома.
БАРАНОВ. Сарай был в стороне, но дело в том, что жена в то время, что я с ней очень мало жил один. Я же с ней мало жил, где-то полгода, как меня арестовали. А так я жил один. У меня сарай был. Я делал "день открытых дверей", потому что соседи, бабки были очень остроумные такие, которые все время пытались… Поэтому я открывал двери, приглашал их. А у меня все станки были сложены внизу. Они хотели что-то увидеть, крутили головой, а у меня стоит увеличитель, бачки для проявки, слесарный станок…
БОБЫЛЕВ. Неужели эти бабки что-то подозревали?
БАРАНОВ. Ничего они не подозревали. Но могло возникнуть нездоровое любопытство. Например, сосед, охотник, думал, что я там ночью изготавливаю дробь (смех).
КОЛБАСНИКОВ. Но вы должны же были предъявлять кому-нибудь продукты своего труда, жене, например? У нее, наверное, возникали вопросы.
БАРАНОВ. Жена однажды спросила, я сказал, что предлагаю свои изобретения директорам заводов и получаю за это деньги. Я жене много денег не давал, 25, 30, 50 рублей. У меня практически ничего не было.
Я хочу вот что сказать. Человек не может сделать больше, чем он может. Ну, могут ввести еще радиоизотопы, или радионуклеиды, чтобы, при большом скоплении людям вреда не приносили. Могут быть тяжелые металлы, это не проблема. Ко мне обратились люди и сказали: сто тысяч долларов… это было сколько, восемь месяцев назад?… Виктор Иванович, сто тысяч долларов наличными - отдайте водяной знак! 

Сцена исполнения арии

Баранов громко, живо исполняет арию на испанском языке. Аплодисменты

БОБЫЛЕВ. А любопытно бы послушать итальянскую речь.
БАРАНОВ. Сейчас.

Публика чокается

БАРАНОВ. Давайте, друзья. Мне было с вами очень хорошо. Мы люди близкие по духу, по крови, которая у нас течет в жилах. Мы художники, которые воспринимают мир только своими глазами, а передают через свое сердце своими чистыми рабочими руками. Так, итальянская вещь. Да, чтоб было понятно, я пою всю классику: Лючано Паваротти, Пласидо Доминго, Каррераса. То есть те вещи, которые поются , которые считаются классикой. Ее просто так никто не споет. Чтоб не создалось впечатления, что это можно сделать любому…
КОЛБАСНИКОВ. Да нет, конечно…

(Баранов смеется и тут же начинает петь. По окончании пения раздаются аплодисменты).

Бобылев. А еще русский язык обещан нам.
БАРАНОВ. Я вам сейчас спою… Пойду на всё, может быть вы меня потом извините. Я спою вам Большую концертную серенаду Энрико Карузо. Слышали, да?
ГОЛОСА. Да, конечно…
БАРАНОВ. Он написал её сам. Слова, конечно, не его. Но музыка - его. Он вложил туда все свои возможности певца. И спеть эту  вещь может только человек, который имеет голос. Иначе бесполезно. Попробую…

Поет по-итальянски. Затем по-русски.

В лунном сияньи
Жду я свиданья.
Страстно тебя зову я.
Выйди скорее ты на балкон,
Прервав безмятежный сон.

(Далее продолжает опять по-итальянски. Аплодисменты

БАРАНОВ. Ребята, после таких вещей, знаете, в глазах тухнет.
БОБЫЛЕВ. Охотно верю, если даже у …
БАРАНОВ. В глазах тухнет, потому что тут все чистые: си-бемоль, ля…

 

Занавес.

 

Записал А.Колбасников.
Опубликовано: MINIFEST. Издание PARTYСИМПОЗИУМ. Ставрополь, 2002, стр.9-14



   
 
      На ''Яндекс'' Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог "ПИНГВИН" - чуткий и душевный каталог!

© М. Погарский, 2003© "Северная звезда", 2003    © "CONTROL+A", 2003Programed by Foreman Electronics, 2003

.